Задача научного познания

Только знание законов, сущности вещей может служить для человека руководством в его практической деятельности. …Задача науки,- как справедливо отмечал К. Маркс,- заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению…, т. е., иначе говоря, вскрыть сущность предмета. Задача научного познания заключается, во-вторых, в том, чтобы, опираясь на знание этой сущности, объяснить и ее явления. Переходя к определению сущности болезни, прежде всего необходимо установить, является ли болезнь качественно новым процессом для организма или она, действительно, не создает в организме ничего существенно но того. Однако если встать на точку зрения, что патологический процесс в своей основе есть тот же физиологический процесс, лишь несколько количественно видоизмененный в своем течении воздействием внешних или внутренних факторов, то тогда теряет свое значение и постановка вопроса о выяснении сущности болезни. Болезнь безусловно представляет собой новое качество по сравнению со здоровьем. О предмете и процессе мы судим в первую очередь по качественной характеристике, ибо о предмете, не имеющим качества, вообще нечего сказать. Мы говорим о болезни потому, что она представляет собой такую определенность явлений, благодаря которой мы ее отграничиваем от здоровья, ибо только благодаря своему качеству вещи отличаются, отграничиваются друг от друга. Несмотря па теоретическую сложность вопроса определения сущности болезни, повседневный практический опыт врача позволяет в большинстве случаев отграничить физиологическое состояние от патологического. Научное определение вещи, предмета, процесса приобретает содержательный характер только тогда, когда оно улавливает качественную определенность ее. Болезнь, как известно, представляет собой процесс, непосредственно связанный с жизнью как одной из высших форм движения, закономерно возникшей в процессе развития материи. Выдающийся советский патологоанатом И. В. Давыдовский писал, что болезнь — это жизнь, приспособление организма к условиям существования и что абсолютное противопоставление патологического физиологическому, как и противопоставление здоровья болезни, с теоретической точки зрения не выдерживает критики.