Клинико-нозологическое направление

Эта идея особенно рельефно пропагандируется в книге епископа Отто Шпюльбека Христианство и картина мира по современному естествознанию. Видный английский невролог Р. Брейн, проповедуя союз : науки с религией, утверждает в своей книге Наука, философия и религия (1959), что познание истины якобы может быть достигнуто различными путями — научным, философским и религиозным. С индетерминизмом связано и антинозологическое направление в современной медицине, особенно в психиатрии. Нозология как учение о болезнях, впервые сформулированное Э. Крепелином (1856-1926), изучает те общие и специфические закономерности, которые являются характерными для одного и того же заболевания; антннозологизм же характеризуется отрицанием объективной, онтологической основы общего. Например, Адольф Майер, являющийся основоположником психобиологического направления в современной зарубежной медицине, считающий, что нет болезней, а есть больной, объявляет нозологический принцип пройденным этапом в развитии медицины. В. М. Морозов пишет, что ревизия клинико-нозологического направления в психиатрии ведется с позиций современной зарубежной идеалистической философии. Учение о нозологии в психиатрии ревизуется с позиций прагматизма, волюнтаристского психоанализа, современного позитивизма, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и критической онтологии Н. Гартмана, но особенно решительно против нозологического направления в психиатрии выступают психиатры-прагматисты. Если клинико-нозологическое направление в патологии в капиталистических странах развивалось и развивается в настоящее время как стихийно-материалистическое, то идеалистическое направление отличается крайним антино-зологизмом. Отказ от нозологического принципа, свойственный некоторым течениям в современной зарубежной медицине, является шагом назад и тормозит развитие медицины. Кризис методологических основ зарубежного естествознания и медицины нашего времени — явление того же порядка, что и кризис конца XIX и начала XX века.