Динамическая жизненная сила

Исходя из положения, что болезни вызываются исключительно расстройствами жизненной силы, поддерживающей здоровье человека, что причина всякой болезни чисто динамической природы и поэтому не может быть схвачена S нашими чувствами, С. Ганеманн пришел к выводу, что вследствие этого нет никакого смысла доискиваться сущности причины болезней и старался исключить подобную причину. Объявляя динамическую жизненную силу непознаваемой, С. Ганеманн далее подчеркивал, что для врача навсегда остается тайной, каким именно образом жизненная сила организма производит проявления болезни. То влияние, которое витализм сохранил в течение всего XVIII века и в начале XIX века, объясняется господствовавшими в то время феодальными производственными отношениями в Германии и господствующим положением в области духовной жизни официальной христианской религии. Жизненность витализма объясняется также тем, что голландская, английская и французская буржуазия, придя к власти, круто повернула в сторону идеологической реакции, распространяя реакционные философские системы как у себя, так и в других странах. Характеризуя кратко гомеопатию, необходимо подчеркнуть, что как несовместимы материализм и идеализм, астрономия и астрология, так же несовместимы научная медицина и гомеопатия. Большую роль в распространении материалистического понимания причин и сущности болезни сыграл французский материализм XVIII века, представлявший собой высшую ступень развития механистического материализма. Его великими представителями были Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771) и П. Гольбах (1723-1789). Будучи последовательными детерминистами, французские материалисты учили, что все в мире причинно обусловлено. Но, признавая всеобщий характер причинности, трактовали ее типично механистически, как внешнюю причинность. Спинозовская causa sui (причина самое себя) не внесла никакого изменения в существовавшее в то время понятие причины как воздействия внешней силы на ту или иную вещь. Например, П. Гольбах, отвергая существование внутренних причин движения тел, писал, что причина — это существо (etre), приводящее в движение другое существо или производящее какое-нибудь изменение в нем.