Влияние половых гормонов

Вместе с тем связь половых гормонов с жироотложением сложна и неоднозначна, что, вероятно, объясняется в первую очередь сложным механизмом нейрогормональной регуляции жирового обмена, в которой принимают участие почти все эндокринные железы. Андрогены и эстрогены, видимо, стимулируют липолиз.

Анаболические стероиды (андрогены) могут косвенно влиять на жировой обмен, изменяя активность пентозного цикла; их дефицит, очевидно, способствует активации липогенеза, а липолитическое действие выражается в уменьшении холестерина, 6-липопротеидов и фосфолипидов в крови, увеличении содержания неэстеро-фицированных жирных кислот, тогда как при мужском гипого-надизме отмечено повышение общих липидов, фосфолипидов и холестерина, нередко в связи с ожирением (Кейль, 1969).

Известно, что основной андрогенный гормон надпочечников — дегидро-эпиандростерон 1 — блокирует пентозный цикл; при его недостаточности происходит активация цикла и в связи со стимуляцией перехода углеводов в жиры — ожирение (Лейтес, Тихонова, 1973). Этот аспект конституциональной проблемы существенно важен и ввиду возможной роли нарушения обмена тестостерона (а также глюкокортикоидов и др.) в этиологии атеросклероза и инфаркта миокарда.

Так, установлено наличие отрицательной корреляции средней степени между эндокринной функцией мужских гонад и площадью поражения аорты, что может свидетельствовать об атерогенном влиянии возрастной инволюции половых желез у мужчин (Виноградов и др., 1974). Эстрогены, как и андрогены, обладают липолитическим действием, но они одновременно тормозят липолитическое действие сома-тотропина и тем самым могут стимулировать липогенез, обусловливая в некоторых состояниях с избыточной секрецией половых стероидов (или аномалиями их обмена) ожирение преимущественно в органах мишенях.

Высказывалось мнение, что стимуляция эстрогенами липосинтеза связана и с их возможной ролью в качестве кофермента трансгидрогеназы (Лейтес, Тихонова, 1973).