Справки о наличии артериовенозных анастомозов

Исследованиями, выполненными в последние 2-3 десятилетия, особенно работами В. В. Куприянова и его школы (1969), убедительно показано, что юкстакапиллярный кровоток существует наравне с транскапиллярным, а сами артериоловенулярные анастомозы «не случайный придаток сосудистой системы, а закономерный, исторически закрепившийся инструмент ускорения и выравнивания кровотока» [Куприянов В. В. и др., 1975]. Следовательно, внекапиллярный кровоток — явление физиологическое и носит приспособительный характер.

С точки зрения гемодинамики, артериовенозные анастомозы находятся между двух потоков крови: с высоким давлением в артериальном звене и с низким — в венозном.

Но при быстром сбросе крови в венозное звено не должно быть резкого перепада давления. Таким образом, естественным будет расположение артериовенозных анастомозов на уровне микроциркуляторного сосудистого русла, т. е. между артериолами и венулами, что и было неоднократно показано учениками В. В. Куприянова.

Отсюда вытекает его предложение называть артериовенозные анастомозы арте-риоловенулярными, выделяя среди них шунты и полушунты. В организме человека и животных в основном распространены два типа анастомозов: анастомозы гломусного типа, имеющие запирательные устройства в виде миоэпителиоидных или эпителиоидных клеток, и обычные соустья с запирательными устройствами и без них. Кровоток в анастомозах первого типа регулируется самими мышечными элементами клетками, способными к набуханию и перекрытию просвета сосуда или отбуханию их и восстановлению кровотока в нем. P. Masson (1937) при изучении артериовенозных анастомозов крыла носа человека обнаружил не только большое количество их, но и сходство с анастомозами ногтевого ложа и пальцев.