Психические последствия

Место, которое занимают психические последствия у пострадавших от насилия в системе оценок расстройств психики, позволяет понять, насколько даже незначительные, на первый взгляд, психические расстройства существенны для интеграции индивидуального в макросоциальную сферу. Психические нарушения у жертв насилия затрагивают индивидуально-психологическую, семейную, межличностную и микросоциальную среду пострадавших.

Вместе с тем существование амбивалентных общественных оценок преступлений, совершаемых на сексуальной почве, создает основу для формирования коллективно-бессознательной допустимости насилия в современном обществе. В последние годы оценка обществом и самими пострадавшими причин, обстоятельств и последствий насилия претерпевает существенные изменения.

В конце 90-х и в 2000 году восемь потерпевших из десяти при описании причин насилия заявляли о собственной виновности в ключе описанного выше.

После 2003-2004 года оценка пострадавших все больше стала носить гневный характер.

Ключевым моментом в общественной оценке насилия в современных реалиях является то, что жертвы насилия свободнее высказывают ранее сдерживаемый гнев.

По всей видимости, социальные потрясения последних лет четко расставили приоритеты ответственности и на примерах крайней жестокости, ставшей достоянием общественного внимания благодаря СМИ, обозначили цели, на которые готово направиться коллективное возмездие.

Атмосфера, в которой в настоящее время формируется общественное мнение о насилии, происходит в ситуации социально-психологических потрясений, юридических и финансовых коллизий.

В современном обществе меняются психологические границы коллективной и личной безопасности.

С изменением привычных обстоятельств социального существования изменяются и сами границы допустимости воздействия на одну личность со стороны другой.

Современная личность становится более индивидуализированной, независимой и автономной, что, с одной стороны, заставляет ее расценивать воздействия извне как непозволительное влияние, а с другой — становиться более брутальной в отстаивании собственной независимости. В этих условиях взгляд общества на традиционно виктимизированные социальные слои также видоизменяется.

Пострадавшая личность сегодня — это не просто индивид, переживший пагубное воздействие злонамеренных действий преступника.

В настоящее время она представляет собой комплекс нереализованного гнева, социальной, материальной неудовлетворенности.

В этом смысле виктимизированная личность сама играет роль потенциальной опасности для общества.

С другой стороны, современное общество понимает вероятность предъявления определенных претензий и в этих условиях предлагает виктимизированному индивиду юридическую и социально-экономическую модель разрешения его конфликта. Наше общество развивается, и отношения между людьми все чаще выходят из области чувств и взаимных влечений в область финансов и права, порождая высокую вероятность того, что психическое страдание пострадавших будет иметь не только морально-нравственную оценку, а конкретный денежный эквивалент.

В данной ситуации приходится только предполагать, что станет в ближайшие годы основным фактором, способным противостоять насилию как психологическому феномену — финансовая ответственность членов общества за причиненный ими моральный и физический вред, бессознательный страх перед насилием или же активная миролюбивая позиция по отношению к другим членам общества.