Половое развитие женщин

Так, для числа очагов оссификации значения показателей Хольцингера (Н) порядка 0,70-0,88. Особенно сказывается роль наследственного фактора в окостенении запястья, а также последовательности и времени синостозирования эпифизов, так что скелетный возраст применяется даже как один из критериев зиготности; наиболее низок показатель Хольцингера для размеров медуллярного пространства (Никитюк, 1978). Наследственный фактор влияет как на абсолютную величину, так и на темпы увеличения массы и длины тела; показатели Хольцингера для длины тела порядка 0,6-0,9 (Bergmann е. а., 1976; Никитюк, 1978). Наблюдения были сделаны и в динамике применительно к максимуму ростового спурта, что позволяет считать темпы прироста генетически запрограммированными (Sktad, 1972), хотя и в меньшей степени, чем абсолютные значения признака.

Роль генетической детерминации выявляется и по отношению к показателям полового развития, прежде всего к возрасту менархе.

Разница в этом показателе в группах моно — и дизигот колеблется, по данным разных авторов, от 8 до 13 месяцев, а коэффициент корреляции у матерей и дочерей порядка 0,4, т. е. лишь немного меньше, чем для длины тела. Полагают, что наследование этого признака (идущее как по материнской, так и по отцовской линиям) связано со многими генами, из которых каждый обладает незначительным влиянием, следовательно, имеет характер, типичный для количественных признаков, например длины и массы тела (Таннер, 1979).

В среднем показатели Хольцингера для вторичных половых признаков составляют 0,6-0,8 (Никитюк, 1978).

Совпадение у монозиготных девочек по развитию пубального оволосения достигает 94,7%, мальчиков — 85%; по развитию Ма совпадение у девочек — 94,7% (Skfad, 1977).