В чем сила, брат?

В чем сила, брат?В Грозном под патронажем Рамзана Кадырова состоялся бой за звание «регулярного» чемпиона мира по версии WBA в супертяжелом весе. О том, как проходил боксерский поединок Чагаев — Окендо, за которым следили зрители в более чем 100 странах мира, и что осталось за кадром телетрансляций, — в эксклюзивном репортаже! К счастью, реальность такова, что при словах «бой в Грозном» уже давно не возникает никаких других ассоциаций, кроме одной: здесь, в столице Чеченской Республики, намечается крупное спортивное событие. Увидеть собственными глазами город, за десять лет возрожденный фактически из руин, ставший мирным, безопасным, величественным; понаблюдать за тем, как протекает жизнь в исламском мире в священный месяц Рамадан; посмотреть поединок в компании мировых и российских знаменитостей, которые едут поддержать нашего спортсмена Руслана Чагаева, — такая возможность была воспринята автором этих строк как большое журналистское везение.

За два дня до часа икс надежды едва не рассеялись: информагентства сообщили, что бой может не состояться по причине того, что у пуэрториканца Фре-са Окендо, представляющего США, родился ребенок и он посчитал это уважительной причиной для своего неучастия в поединке. Но в Чечне не может быть никаких «не могу» и «извините»: когда решение принято, обратного пути нет. Говорят, на то, чтобы усвоить эту истину, счастливому отцу Окендо потребовалась пара минут — ровно столько длился один телефонный разговор перед тем, как за ним был отправлен частный самолет.

Спецборт со звездами спорта, кино и шоу-бизнеса, вьшетевший из Шереметьевоза несколько часов до боя, приземлился в аэропорту Грозного точно по расписанию. Время в пути прошло незаметно: легенда бокса Эвандер Холифилд (тот самый, которому в 90-е Майк Тайсон откусил часть уха) коротал время за игрой в усовершенствованный тетрис на своем мобильном.

Дэвид Хей, когда-то низвергнувший с чемпионского пьедестала Николая Валуева, вел беседы с Костей Цзю. Звезда фильмов «Плачущий убийца» и «Братство волка» Марк Дакаскос изучал свежий киносценарий. Игорь Вер-ник, Дмитрий Дюжев, Андрей Мерзликин, Игорь Бутман и Сергей Мазаев позировали для Instagгam Иосифу Пригожину и добродушно «троллили» его зато, что, взяв с собой Валерию, он посмел разбить их мужскую компанию.

К слову, чтобы попасть на бой, многие селебритиз перенесли выступления, репетиции, концерты. События такого уровня происходят в России нечасто.

Возможность выбраться куда-то вот так, без жен, подруг, детей и рабочих обязательств, предоставляется и того реже. Да и личное приглашение Рамзана Кадырова весьма лестно: как известно, дружба превыше всего. Температура в Грозном под сорок градусов.

Вереница глянцевых авто, окольцованная средствами спецсопровождения, выписывает лихие зигзаги на асфальте на скорости немногим меньшей самолетной. Вопреки манифестам московских «синих ведерок», здесь это вполне уместно и никому не мешает: ни внутри салона (нас заверяют, что за рулем профи и беспокоиться не о чем), ни за его пределами.

Дело в том, что в Рамадан днем город спит, жизнь в преддверии Ураза-байрама начинает пульсировать лишь после заката, когда Коран разрешает мусульманам пить воду и есть. К тому же жители Грозного, как вскоре станет очевидно, к гостям Рамзана Кадырова априори относятся с тем же безусловным почтением, что и к нему самому.

Вопрос «Что будет дальше?» в нашей импровизированной поездке не работает. Мы с фотографом Аней — она, конечно, в юбке, голова покрыта платком, купленным для этого случая в ГУМе, — еще не знаем, позволят ли нам снимать на «Ахмат-Арене», к тому же с горизонта стремительно наползает черная туча.

И дабы не остаться вовсе без «картинок», предлагаем сделать пару кадров с нашими героями по дороге в отель. Визг тормозов, несколько машин остановлено.

Верник, Мерзликин, Бутман, Мазаев и Дюжев любезно соглашаются включиться в игровую ситуацию: подобно битлам, они переходят по «зебре» широкого зеленого проспекта, который, как тут же выясняется, назван в честь Владимира Путина и вообще-то является одной из центральных магистралей города. Ее перекрыли на пять минут специально для нашей съемки — здесь возможно и такое.

Незадолго до боя — прием в ресторане 33-этажного Hotel Grozny City. Из всего многообразия блюд Игорь Верник советует сделать выбор в пользу тыквенных лепешек, которые и правда хороши.

Артисты травят задушевные байки, но на самом занятном месте — про Пава-ротти, который перед выступлениями полоскал горло льдом, — светские разговоры окончены, снова в путь. Открытый стадион «Ахмат-Арена», вмещающий более 30 тысяч зрителей, забит под завязку, проход для всех желающих бесплатный, и кажется, здесь собралось все мужское население города.

Рядом с рингом — большой белый шатер, где рассаживаются звезды и где чуть позже займет центральное место в первом ряду Рамзан Кадыров. Бой года предваряли поединки других спортсменов, которые чередовались с номерами шоу-программы.

Масштабные декорации, световые и пиротехнические эффекты, торжественная музыка — по размаху действа все это напомнило недавно прошедшие Олимпийские игры. На трибунах-атмосфера всеобщего единения.

«Я сидел в центре многотысячного стадиона и чувствовал, как он заводится, как меня, словно жаром, со всех сторон обдает необыкновенной энергией, — поделился впечатлениями после боя Дмитрий Дюжев. — В какой-то момент я заметил, что все люди словно что-то нашептывают, и не постеснялся — спросил: «Что это означает?» «У нас пост, — ответили мне. — Всегда, когда не говоришь и не ешь, читай молитву».

Или свобода, или смерть, но не покорись никому — вот их ощущение жизни. Таких сильных духом людей я больше нигде не встречал!» «Энтузиазм боя, глаза людей, их внутренняя сила — это то, что меня потрясло, — сказал Игорь Бутман.

— Признаюсь, я впервые присутствовал на бое и рад, что это произошло именно в Грозном!» «А меня поразил не только масштаб действа, но и его эстетика, — отметил Игорь Верник.

— Болельщики в Грозном напомнили мне римских легионеров в атриуме. И в центре — восхитительный, брутальный Рамзан, который, словно дирижер, подключал к поединку весь стадион: патриотично, по-мужски, по-мальчишески задорно!» Рамзан Кадыров действительно был главной фигурой этого события.

Он, мастер спорта по боксу и глава Федерации бокса Чечни, принимал личное участие в подготовке Руслана Чагаева к бою. И когда поединок начался, не скрывал от зрителей своих искренних переживаний. Как только Кадырова выхватывала камера и его лицо появлялось на больших экранах, по арене прокатывался одобрительный гул. Казалось, в начале боя преимущество было на стороне Окендо, но после того как Кадыров подошел к рингу в перерыве между раундами и стал подбадривать Чагаева, ситуация начала меняться. В 8-м раунде наш спортсмен дважды бросил американца «на канаты», а в заключительном, 12-м, на несколько мгновений уложил его на лопатки.

Итог известен. Победа. Залпы салюта, воодушевленные речи Кадырова и Чагаева, всеобщая эйфория.

После боя звезды отправились в резиденцию главы Чечни, где за щедро накрытыми столами обсудили поединок, поздравили с победой Руслана Чагаева и поблагодарили Рамзана Кадырова за этот вечер. На скорости 140 километров в час дюжина автомобилей, минуя заграждения, ворвалась на летное поле и выстроилась возле лайнера змейкой черного домино.

Проводив гостей до трапа, водители увидели на горизонте блик восходящего солнца и сделали по последнему глотку воды — наступал новый день Рамадана.